Шрифт: A A A
Цвет:
A
A
A
Настройки
Тип шрифта: Verdana Times New Roman
Межбуквенный интервал: Стандартный Средний Большой
Акционерное Общество
Свердловская пригородная компания
8 800 775 0000
Единый информационно- сервисный центр

Совещание Минтранса России по вопросам организации пригородных железнодорожных перевозок в субъектах РФ в 2014 году.

19 февраля 2014 г.

В Москве министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов провел видеоселекторное совещание по урегулированию ситуации, сложившейся в ряде регионов с пригородным железнодорожным сообщением, и обеспечению безубыточной деятельности пригородного пассажирского комплекса. В совещании также приняли участие и.о. руководителя Росжелдора Владимир Чепец, заместитель руководителя ФСТ России Тамара Стебунова, статс-секретарь-вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков и др. На прямой связи с Минтрансом России находились президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин (находившийся в это время с рабочим визитом в Тюмени), полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, а также руководители субъектов РФ, где осуществляется пригородное железнодорожное сообщение, руководители пригородных пассажирских компаний.

Открывая совещание, Максим Соколов отметил, что острота проблемы в пригородном комплексе в последнее время не снижается, а только нарастает.

- Что касается поддержки пригородных перевозок из федерального бюджета, то с 2011 года она сохраняется примерно на одинаковом уровне - 25 млрд. рублей. Это обеспечивает 99%-ю компенсацию инфраструктурной составляющей в тарифе и является существенным подспорьем для субъектов Российской Федерации в организации пригородного железнодорожного сообщения. Хочу сразу обратить внимание, что бюджетные средства на поддержку этого вида региональных перевозок запланированы в текущем бюджете только на 2014 год. В 2015 году эта сумма существенно меньше, на сегодняшний день - порядка 6 млрд. руб., а с 2016 года выделение средств, по крайней мере, в рамках текущего бюджета, прекращается вообще. И, несмотря на то, что мы ежегодно ставим вопрос о продлении этого вида поддержки, бюджетных решений на данный момент нет, - рассказал министр транспорта РФ.

В свою очередь, Владимир Якунин отметил, что «говоря о формировании конкурентной среды в области пассажирских перевозок, мы должны говорить и о равенстве конкурентных условий для всех видов транспорта. И сегодня пассажиры железнодорожного транспорта, точно так же, как и пассажиры автомобильного транспорта, не должны платить и толики в адрес использования инфраструктуры. Так что решение о выделении из федерального бюджета 25 млрд рублей, хотя это и не полная сумма, нужно сохранять. Это нужно не ОАО «РЖД», это нужно пассажирам...».

Напомним, правительством России и ФСТ России в 2011 г. утверждены нормативные документы (постановление Правительства России от 17 октября 2011 г. № 844 и приказы ФСТ России), которыми для пригородных пассажирских перевозчиков установлена льготная ставка на использование инфраструктуры в размере 1 % от действующих тарифов.

По тарифам, утверждённым ФСТ России на 2014 год, ОАО «РЖД» планирует начислить пригородным перевозчикам 33,3 млрд. рублей за пользование инфраструктурой. Сумма государственной поддержки в федеральном бюджете на 2014 год составляет 24,4 млрд рублей, еще 0,3 млрд рублей должны заплатить перевозчики. В случае применения понижающего коэффициента в размере 1% у ОАО «РЖД» сформируется дебиторская задолженность в размере почти 9 млрд рублей. В целом же, с 2011 г. общая сумма задолженности составит около 30 млрд рублей.

- В отношении договоров между регионами и перевозчиками на транспортное обслуживание населения считаем целесообразным заключать договоры только на период и объемы, по которым субъекты Российской Федерации гарантированно обеспечат полную компенсацию выпадающих доходов перевозчиков, - подчеркнул Владимир Якунин. - Кроме того, на сегодняшний день не решен вопрос организации межсубъектных перевозок, когда поезд курсирует по территории двух и более субъектов. Абсурдна ситуация, при которой регионы-соседи заказывают поезд по общему маршруту следования, с разным количеством вагонов.

Президент ОАО «РЖД» также обратил внимание на то, что в финансовом плане компании на 2014 год, рассмотренном на заседании Правительства Российской Федерации 14 ноября 2013 г., не предусмотрен рост дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний. То есть правительство Российской Федерации обязало ОАО «РЖД» обеспечить оплату текущих расходов пригородных компаний в 2014 году в полном объеме.

В то же время отметим, что в настоящее время заключено всего 68 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 54 субъектами Российской Федерации. В том числе:

- со сроком на 2-3 месяца заключено 11 договоров (ОАО «ПК» Черноземье» - Курская, Липецкая области, ОАО «Башкортостан» с Республикой Мордовия, ОАО «Содружество» с Республикой Мордовия, ОАО «Саратовская ППК» с Саратовской областью, ОАО «Байкальская ППК» с Республикой Бурятия, ОАО «Краспригород» с Республикой Хакасия и Кемеровской областью, ОАО «Забайкальская ППК» с Забайкальским краем, ОАО «Кузбасс пригород» с Кемеровской областью, ОАО «Экспресс Приморья» с Амурской областью).

- со сроком на 6 месяцев - 6 договоров (ОАО «Содружество» с Республикой Марий Эл, Чувашской Республикой, ОАО «Башкортостанская ППК» с Ульяновской областью, ОАО «СПК» с Курганской областью, ОАО «Байкальская ППК» с Иркутской областью, ОАО «Экспресс - пригород» с Новосибирской областью),

- свыше 6 месяцев - 51 договор (из них 19 среднесрочных договоров).

Не подписан 31 договор (ОАО «Самарская ППК» (Самарская область), ОАО «Краспригород» (Красноярский край), ОАО «ППК» (Удмуртская Республика), ОАО «Башкортостанская ППК» (Челябинская, Самарская области), ОАО «ППК «Черноземье» (Тамбовская, Воронежская, Саратовская области), ОАО «Кубань Экспресс Пригород» (Республика Адыгея), ОАО «СКППК» (Ставропольский край, Республика Северная Осетия (Алания), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан), ОАО «Северная ППК» (Кировская, Вологодская, Архангельская, Ярославская, Костромская области), ОАО «Содружество (Пермский край, Свердловская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика), ОАО «ВВППК» (Нижегородская область, Удмуртская Республика), ОАО «СЗППК» (Тверская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург), ОАО «СПК» (Челябинская область).

Напомним, по предварительным прогнозам выпадающие доходы пригородных перевозчиков составят 17,2 млрд. рублей. В региональных бюджетах на 2014 год предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объеме 7,5 млрд. рублей. Таким образом, потребность в увеличении субсидий из регионов в 2014 году составит 9,7 млрд рублей.

В 18 субъектах Российской Федерации вопрос безубыточности практически решен (на текущий момент по 8-и регионам можно ожидать полную компенсацию потерь в доходах, по 4 регионам компенсации не требуются, еще по 6 регионам компенсация составляет выше 80%).

Вместе с тем, значительная часть субъектов Российской Федерации считает иначе. 7 регионов не предусмотрели субсидии на компенсацию выпадающих доходов (Республика Бурятия, Владимирская область, Ставропольский край, Ростовская область, Астраханская область, Вологодская область, Ленинградская область), 38 регионов запланировали субсидии, обеспечивающие покрытие выпадающих доходов менее чем на 50 %, по 10 регионам предусмотрены компенсации от 50% до 80%.

- Мы всегда рассматривали региональные задачи, как свои собственные. Мы - компания, которая не расположена на территории какого-то одного субъекта федерации, но при этом мы не можем решать все проблемы по всей стране. Но мы готовы конструктивно рассматривать любые предложения регионов, включая и передачу имущественного комплекса, и контроля за расходованием средств... Любые конструктивные предложения по совершенствованию деятельности пригородного железнодорожного комплекса будут в компании рассматриваться немедленно, - сказал Владимир Якунин.


Назад